Режим дня
Режим дня – это распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток с учетом возраста и состояния здоровья. В основе рационального режима – закономерности динамики работоспособности в течение дня, недели.
Режим дня считается правильным, если предусматривает достаточное время для необходимых элементов жизнедеятельности и обеспечивает на протяжении всего периода бодрствования высокую работоспособность. Правильно организованный режим дня создает у ребенка ровное, бодрое настроение, интерес к учебной или творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию.
Режим имеет большое значение для детей, у которых переутомление приводит к истощению нервной системы. При соблюдении четкого режима вырабатывается определенный биологический ритм функционирования организма, т.е. вырабатывается динамический стереотип в виде системы чередующихся условных рефлексов. Закрепляясь, они облегчают организму выполнение его работы, поскольку создают условия и возможности внутренней физиологической подготовки к предстоящей деятельности. При ежедневных занятиях умственным или физическим трудом, который происходит в одни и те же часы, организм как бы «подводится» к повышенной работоспособности, т.е. способности «собраться».
То же самое происходит при регулярном режиме питания. К «запрограммированному» времени происходит интенсивное выделение пищеварительного сока, повышается перистальтика кишечника, что способствует и обеспечивает эффективное пищеварение. Необходимо помнить, что существующие ритмы организма не являются самостоятельными и независимыми, а связаны с колебаниями внешней среды, определяющимися, главным образом, сменой дня и ночи, а также колебаниями циклов, соответствующих месяцу, сезону года и т.п.
Режим дня дошкольников.
Режим дня дошкольников должен строиться в соответствии с периодами повышения и спада его физической активности. В режиме дня дошкольника предусматриваются следующие основные компоненты: 1) учебные занятия в периоды подъема работоспособности в детском саду и дома; 2) отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе; 3) регулярное и достаточное питание; 4) гигиенически полноценный дневной и ночной сон. Кроме того, в режиме дня должно быть отведено время для свободных занятий по собственному выбору (рисование и другая творческая деятельность, подвижные и сюжетно-ролевые игры и пр.).
Важным для сохранения здоровья детей компонентом режима дня является пребывание на открытом воздухе, желательно в дневные часы при наличии ультрафиолетового излучения.
Достаточный по продолжительности ночной сон необходим дошкольникам для восстановления их умственной работоспособности, а в целом для нормального их роста и развития. Поэтому гигиенический норматив ночного сна для детей должен строго соблюдаться в семьях.
Сводный режим дня в МБДОУ «Детский сад №37»
на холодный период года
Распорядок дня |
1 младшая
группа |
2 младшая
группа |
Средняя
группа |
Старшая
группа |
Подготовительная
группа |
Прием, осмотр, утренняя гимнастика |
6.30-8.00 |
7.00-8.20 |
7.00-8.25 |
7.00-8.30 |
7.00-8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак |
8.00-8.20 |
8.20-8.40 |
8.25-8.55 |
8.30-8.55 |
8.30-8.50 |
Игры, самостоятельная деятельность |
8.20-8.45 |
8.40-9.00 |
8.55-9.00 |
8.55-9.00 |
8.50 -9.00 |
Организованная образовательная
деятельность |
8.45-9.00
|
9.00-10.00 |
9.10-9.30
9.40-10.00 |
9.00-9.25
9.35-10.00
10.10-10.35 |
9.00-9.30
9.40-10.10
10.20-10.50 |
Второй завтрак |
9.15 |
10.00 |
10.00 |
10.35 |
10.50 |
Подготовка к прогулке, прогулка
(игры, наблюдения, труд) |
9.15-11.20 |
10.00-12.00 |
10.00-12.10 |
10.35-12.25 |
10.50-12.35 |
Возвращение с прогулки, игры |
11.20-11.45 |
12.00-12.20 |
12.10-12.30 |
12.25-12.40 |
12.35-12.45 |
Подготовка к обеду, обед |
11.45-12.30 |
12.20-12.50 |
12.30-13.00 |
12.40-13.10 |
12.45-13.15 |
Подготовка ко сну, дневной сон |
12.30-15.00 |
12.50-15.00 |
13.00-15.00 |
13.10-15.00 |
13.15-15.00 |
Постепенный подъем, воздушные и
водные процедуры |
15.00-15.15 |
15.00-15.25 |
15.00-15.25 |
15.00-15.25 |
15.00-15.25 |
Подготовка к полднику, полдник |
15.15-15.25 |
15.25-15.50 |
15.25-15.50 |
15.25-15.40 |
15.25-15.40 |
Игры, самостоятельная деятельность детей |
15.25-16.15 |
15.50-16.10 |
15.50-16.15 |
15.40-16.20 |
15.40-16.20 |
Организованная образовательная
деятельность |
15.45-16.00-
16.15 |
- |
- |
- |
- |
Чтение художественной литературы |
16.15-16.25 |
16.10-16.35 |
16.15-16.35 |
16.20-16.40 |
16.20-16.40 |
Подготовка к прогулке, прогулка,
уход домой |
16.25-18.30 |
16.35-17.30 |
16.35-17.30 |
16.40-17.30 |
16.40-17.30 |